![]() | https://vk.com/lic6krsk |
Авторизация Сведения об образовательной организации Красноярский стандарт качества образования Противодействие коррупции ФГОС 2021 Воспитательная работа Организация питания в образовательной организации Информация о сдаваемых в аренду объектах муниципального имущества Вопрос директору Безопасность Физкультурно-спортивная работа Полезные ссылки Информация ![]() ![]() ![]() |
БЛОГИПодписаться на рассылку новостей блога возможно только после регистрации ![]() Нотр-Дам в огне...Вечером 15 апреля в Париже загорелся собор Парижской Богоматери — главный собор Франции и один из самых известных готических храмов в Европе. Обрушилась крыша сооружения, но стены удалось сохранить. Доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики Олег Воскобойников рассказал «Медузе» о том, какое значение Нотр-Дам имеет для культуры и истории европейской цивилизации. Собор Парижской Богоматери входит в десятку древнейших и важнейших готических соборов Западной Европы. Построен в XII-XIV веках в столице Капетингов, в сердце Иль-де-Франса, то есть в будущей сердцевине могущественного Французского королевства. Но парижский собор в то время — не собственность короля, не собственность власти, это место, где служит епископ Парижа. А епископ Парижа — это даже не архиепископ, он подчиняется Сансу, сейчас небольшому городу. Неудивительно, что вокруг Парижа есть соборы, пожалуй, более значимые, если говорить строго, без эмоций и только с точки зрения истории архитектуры. Реймс в чем-то важнее, Шартр в чем-то важнее, Страсбург в чем-то оригинальнее, Бове и Амьен выше, Руан тоже прекрасен, и Бурж тоже. Это такое кольцо, в котором Нотр-Дам тем не менее представляет собой совершенно исключительное явление. Особое значение Париж приобрел в XIII веке, когда, во-первых, укрепилась власть короля, а во-вторых, Людовик IX Святой привез терновый венец. Эта реликвия с незапамятных времен хранилась в Константинополе. В 1240-х годах, когда Людовик готовился к Крестовому походу, власть в Константинополе принадлежала родственникам французского короля. У них были финансовые трудности, они заложили терновый венец венецианцам, и король Франции выкупил этот терновый венец вместе еще с рядом святынь, связанных с земной жизнью Христа. А мы с вами понимаем, что реликвии, связанные с Христом, — для христиан совершенно особые. Это даже не хитон Богоматери, который хранится в Шартре и тоже чудом пережил пожар 1194 года. Понятно, что собор здорово пострадал от времени, в том числе от революций, хотя не от всех, а в основном от самой первой — Великой Французской революции. Тогда с него снесли часть статуй, в частности все статуи с коронами, потому что революционеры резонно видели в них изображения королей Франции. Потом часть этих голов, по счастью, была найдена — они стоят в Клюни. Есть соборы более крупные, чем Нотр-Дам, есть соборы более объемные, лучше сохранившие витражи или лучше сохранившие пластику. Нотр-Дам стал не самым великим собором, он стал собором-образцом, моделью, которую можно копировать. Скажем, София Константинопольская — это нечто неповторимое по определению, она так и создавалась. Юстиниан строил Софию, чтобы упаси бог никто не повторил, и это очевидно всякому, кто там бывал. А собор Парижской Богоматери — это модуль, не только архитектурный, но и общекультурный, который можно было при желании уменьшать или увеличивать и тем самым ориентироваться на Париж как на центр христианского мира, центр цивилизации, город, в котором, начиная с Людовика Святого, с середины XIII века, хранятся важнейшие святыни христианского мира.
| ||||||
|
|||||||
|